Защита идей. Как сберечь неосязаемое?

Не укради, Защита идей

В рекламном мире существует серьёзная проблема, почти такая же старая как мир. Речь идёт о защите творческих идей от несанкционированного использования.

В нашей стране традиционно не привыкли уважать права собственности. И ладно бы только конкуренты друг у друга креатив «уводили», но ведь идеи у рекламистов заимствуют их же клиенты, для которых они, собственно, и предназначались.

Как можно защитить креативные идеи, скажем, при проведении тендеров?

Типичная схема выглядит следующим образом: клиент обращается в агентство и просит помочь (продумать идею, рекламную стратегию и пр.), затем, он внимательно выслушивает поступившие предложения (которые были рождены в муках, подрывающих здоровье и институт семьи) и по каким-либо причинам отказывается от сотрудничества. Вопрос с компенсацией за потрачено время (и оплату лекарств) повисает, а через какое-то время обнаруживается, что идея обрела воплощение на благо нового хозяина. Попытки отстоять правду, как правило, ни к чему не приводят, т.к. никакого договора между сторонами, обычно, не заключается. Бывает, что клиент не использует полученные наработки, но агентство, уже вложившее в заказ определённые ресурсы, в любом случае считает себя «кинутым».

На самом деле проблема заключена в прозрачности взаимных прав и обязанностей рекламистов и клиентов. Если для агентства имеет значение защищённость его интеллектуального труда от недобросовестного использования, то заказчику важны эксклюзивность представленных решений, гарантии того, что исполнитель будет ограничен в использовании переданных материалов и наработок после завершения проекта.

Проблема может быть решена тщательным документированием всего процесса взаимодействия заинтересованных сторон. Например, возвращаясь к тендерам, его инициатор должен для себя определить сроки, цели и финансовые ограничения кампании, которую он планирует провести в будущем. Исходя из этого, ещё до начала тендера, заказчик формулирует, так называемое, конкурсное задание. Он должен понимать, что качество представленных работ будет зависеть от того, насколько подробным и развёрнутым будет задание (бриф). Кстати, тщательно разработанный бриф, сам по себе свидетельствует о серьёзности намерений организаторов.

После этого, заказчик должен определиться с формой проведения конкурса — открытый или закрытый. Выбор зависит от целей кампании. Открытый конкурс проводится тогда, когда заказчик заинтересован в сборе как можно большего количества вариантов. Закрытый же тендер может быть обусловлен квалификацией его участников. Но, в любом случае, форма тендера не влияет на его юридическое сопровождение.

Далее между заказчиком и рекламным агентством заключается договор на проведение конкурса. Именно на этом этапе важно прописать как можно подробнее все нюансы, т.к. в случае возникновения разногласий суд будет руководствоваться именно содержанием договора.

Предмет договора может звучать следующим образом: «Заказчик объявляет конкурс и поручает, а Конкурсанты за вознаграждение, уплачиваемое Заказчиком, разрабатывают план рекламной кампании, направленной на продвижение бренда Заказчика». Условия проведения конкурса вместе с конкурсным заданием оформляются в виде приложения к договору и обязательно должны содержать следующие пункты: сроки проведения тендера (обратите внимание на сроки заключения договора и начало конкурса); дата предоставления конкурсных работ заказчику; форма предоставления работ (количество экземпляров, необходимость электронного формата и т.д.); требования к содержанию (описание идеи, обоснование целесообразности, графические изображения, материальные ресурсы, предварительный бюджет и пр.); и, желательно, порядок и критерии оценки работ.

После получения конкурсных работ комиссия приступает к их рассмотрению. Порядок определения победителя устанавливается, исходя из целей и задач проводимого тендера. Победитель получает вознаграждение или заказ на реализацию проекта, а проигравшие получают назад свои работы. Исходя из целей и задач тендера, возможен вариант, когда все работы не подлежат возврату, а их авторы получают вознаграждение за участие в конкурсе и, соответственно, передают права на дальнейшее их использование. В этом случае положения договора должны предусматривать обязательства конкурсантов не использовать материалы конкурсных заданий в других рекламных кампаниях.

Но бывает, что заказчику не нужны другие работы (создание базы идей не для него), договор с участниками не предусматривает выплаты вознаграждения или предложенная сумма компенсации недостаточна. Если договорённости достичь не удастся, поверьте мне, агентству проще всего вообще не рисковать и отказаться от участия в таком тендере.

Но как быть всё-таки тем, кто решил рискнуть? Для начала можно нотариально заверить распечатки креативных предложений до момента передачи заказчику тендера и хранить копии у себя в офисе под матрасом. В случае если помеченная копия «всплывёт» где-нибудь на стороне, можно смело заявлять об «угоне» и в качестве обоснования претензии представить суду нотариально заверенные документы.

Ещё одним вариантом может быть депозитарий. Еще 10 лет назад, в мае 2003 года Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) организовала своего рода банк данных, в котором хранятся копии рекламных произведений, чьи владельцы хотят подстраховаться. Для членов ассоциации услуга бесплатна, а механизм её реализации довольно прост. Рекламное агентство, пекущееся о сохранении в неприкосновенности своей идеи, заказным письмом предоставляет в исполнительную дирекцию РАРА копию рекламного произведения с подписями и печатями. Письмо регистрируется и кладётся в специальный сейф на срок не более 3-х лет. Конверт вскрывается только для разрешения спора при возникновении разногласий по вопросам авторства или судебного разбирательства. Заказчик тендера извещается, что агентство воспользовалось «противоугонными» услугами. Защита становится, в первую очередь, психологической, — угонщик не станет связываться с машиной, каждая деталь которой имеет характерную метку.

И, всё же, несмотря на все возможные меры безопасности, обеспечить стопроцентную защиту креативных идей от несанкционированного использования нельзя. Поэтому остаётся делать ставку на порядочность или помнить о возможной непорядочности людей, с которыми ты соглашаешься работать.

Пётр Маслаков