Реклама на транспорте

Когда беседуешь с рекламодателем относительно рекламы на транспорте, сколько раз приходилось слышать:
« - Ой, это дорого, да ещё и неэффективно!
- Так вот же конкуренты разместились и довольны/
Ну, это у них денег слишком много!
Так может потому и много, что разместились?..»
С благой целью выяснить все вопросы относительно рекламы на транспорте, мы начали разбираться…

К рекламе на транспорте относится размещение рекламной информации на бортах трамваев, троллейбусов, автобусов и маршрутных такси.
Особенности размещения в Волгограде таковы, что наибольшей популярностью у населения, и, как следствие, у рекламодателя пользуются троллейбусы и, в меньшей степени, трамваи и маршрутные такси. Об автобусах, как правило, забывают.
В других городах, например в Ростове, ситуация иная.
Наибольшая популярность и, соответственно, «красочность» присуща автобусам, в то время как трамваи и троллейбусы катаются в традиционный раскраске.

Как и любое явление, процесс или событие реклама на транспорте обладает рядом достоинств и недостатков.
Итак, с какой новости начать? С хорошей или с плохой.

Начнём с плохой. Реклама на транспорте это удовольствие не дешёвое.
Стоимость размещения рекламы на бортах, скажем, троллейбуса будет стоить около 6 тысяч рублей в месяц.
Проблема в том, что арендовать троллейбус можно минимум на три месяца (и оплату за аренду ждут сразу и за весь срок). В компаниях, занимающихся размещением рекламы на транспорте, возразят, что можно и на один месяц, но при этом правда стоимость аренды возрастает более чем на 200%. Но есть и хорошая новость, размещение рекламы на транспорте свидетельствует о её устойчивости, финансовой здоровье и росте. Действительно, кто будет вкладывать средства в рекламу на полгода вперёд, если на горизонте маячат проблемы? Таким образом, хочешь убедить всех, что компания на подъёме размести рекламу на транспорте.

Сторонники размещения рекламной информации на транспорте в качестве полезного аргумента приводят довод о том, что подобный инструмент позволит привлечь внимание к организации и её продукции очень широкой аудитории. Действительно, транспорт весь день на линии, наматывает километры по маршруте, его видит потребитель, он запоминается. Плюс ко всему присутствует приятная обратная связь: чем выше объём аудитории тем ниже стоимость одного контакта, т.е. величина затрат на аренду транспорта становится уже и не такой страшной. С другой стороны, видится логичным задать вопрос о качестве этой аудитории. Ведь из тех, кто видит наш рекламный транспорт нам интересны не все потребители, — если мы продаём дорогие автомобили нас не очень интересуют потребители женского пола, в возрасте от 55 лет, с доходом свыше 35 тыс. рублей в месяц на одного члена семьи. Таким образом, широкая аудитория на деле оказывается намного уже. Именно, поэтому, если вы обратите внимание на транспорте размещают рекламу компании, которые предлагают продукты и услуги рассчитанные на максимально широкую аудиторию: бытовая техника, банки, мебельные салоны и пр. Отсутствие чёткости в определении аудитории это ещё полбеды. Немаловажной проблемой является то, что невозможно подсчитать отдачу от рекламной кампании на транспорте. Мы не можем достаточно уверенно сказать, что этот потребитель пришёл к нам, увидев рекламную информацию на маршрутке.

Но вернёмся к положительным моментам размещения рекламы на бортах транспорта. Весьма значимым преимуществом является географическая привязка. Транспорт ходит по определённому маршруту и если нас интересует аудитория, проживающая на заданной территории, то транспорт — это хороший инструмент. Кроме того, обширные рекламные площади бортов, дают возможность развернуться и донести необходимое для усвоения целевой аудиторией послание максимально эффективно. Последнее преимущество особенно приятно для рекламистов, которым вечно не хватает места, чтобы показать свои идеи во всю ширь. С другой стороны, есть такой фактор, как грязь и пыль. Особенно в межсезонье, большая часть транспорта содержится не в самом чистом состоянии. В этом плане выгодно отличаются трамваи, которые идут по рельсам, где луж и грязи практически нет. На втором месте по чистоте будут маршрутки, чьи хозяева стараются держать их в чистоте. Таким образом, хорошая площадь с красивой раскраской может оказаться неэффективной, так как будет грязной.

Далее, реклама на транспорте воздействует и на автомобилистов и на пешеходов. Это преимущество достаточно весомо, поскольку других инструментов с таким радиусом действии немного. Но, возражают противники, реклама на транспорте работает только днём, ночью её не видно, так как борта не подсвечиваются как, скажем, щитовые конструкции.

Как видим, у рекламы на транспорте есть и плюсы и минусы. Какое решение принять?

Несколько слов о нюансах рекламы на транспорте в зависимости от вида транспорта.

Определённый рекламный инструмент накладывает отпечаток на продукцию, которая продвигается с его помощью. Поэтому считается, что реклама на трамваях и троллейбусах лучше всего подходит для продвижения товаров народного потребления, продуктов питания и пр. Маршрутные такси, как более мобильные транспортные единицы, подходят для рекламы товаров, аудитория которых активна, энергична и не сидит на месте. Это может быть сотовая связь, магазины спортивной одежды и т.д.

Если говорить об эффективном для размещения количестве единиц транспорта на маршруте, то специалисты сходятся на том, что по маршруту должен идти рекламный транспорт с интервалом в 10 минут, плюс 1 единица «про запас» (на случай поломки техники). Таким образом, если протяжённость маршрута составляет 40 минут, то для размещения с максимальной эффективность необходимо 5 единиц транспорта (40:10=4 и +1). В действительности, в силу различных факторов (длительность кампании, финансовые возможности и пр.), размещают в среднем 2-3 единицы транспорта на маршрут.

Размещение рекламы на транспорте включает в себя несколько этапов: разработку дизайнерского решения, подготовка транспорта (помыть покрасить, зашпаклевать и пр.), подготовку изображения (печать на плёнке, порезка, затраты на краску), монтаж и, собственно, аренда бортов.

Указанная стоимость аренды включает: аренду бортов подвижного состава под рекламу; нанесение фонового и рекламного изображения красками; фотомониторинг. Если речь идёт о нанесении изображения плёнкой, то сюда добавятся затраты на печать на плёнке, порезку, и монтаж изображения. Отдельно придётся заплатить за дизайн троллейбуса. Величина затрат по этому пункту зависит от ряда моментов и в среднем составит от 5000 рублей.

Кроме того, необходимо отметить, что все маршруты в городе делятся на две категории. В первую входят наиболее популярные маршруты (трамвай №10, 5 скоростной и т.д.; троллейбусы №10, 2, 12, 8А, 15 и пр.), а во вторую все остальные. Очевидно, стоимость аренды транспорта из первой категории выше.

Таким образом, реклама на транспорте представляет собой один из самых эффективных инструментов продвижения, особенно в том случае, если ваша целевая аудитория широка. Кроме того, это, своего рода, показатель устойчивости компании.

Денис Грачёв