О сувенирной продукции

О пользе сувенирной продукции

Давайте задумаемся — что такое реклама на сувенирах — вложение или бесполезная трата денег?

Рекламу на сувенирах часто относят к имиджевой рекламе. Утверждение абсолютно верное. Мы живём в мире вещей. Стоит ли пренебрегать силой их воздействия на нас? А, неся некий символ, логотип, и будучи выпущены определённым, ограниченным тиражом, они уже переходят в разряд элементов знаковой системы. Сам факт наличия какой-либо ограниченной группы влияет на сознание и её участников, и наблюдателей. Каждый член общества сознательно и интуитивно стремится соотнести себя с определённой его частью — корпорацией, партией, кланом. Использование определённых аксессуаров и вещей — самый простой способ создания имиджа.

Если подходить к проведению рекламной кампании как к цепочке рекламных обращений, то становится очевидным, что каждый рекламный носитель и маркетинговый инструмент отвечает за свой участок и решает совершенно определённые задачи. Некоторые виды рекламных носителей взаимозаменяемы, а некоторые настолько специфичны, что заменить их, в сущности, нечем. Сувениры — это как раз тот самый случай. Редко кто задумывается над тем, как работает этот вид рекламы. Самое распространённое мнение, что сувениры — штука дорогая, как бы нужная, но скорее бесполезная. От этой рекламы даже отдачи никакой не ждут: раздал ручки и забыл!

И всё же, первая задача, которая замечательно решается с помощью сувениров — это запоминаемость. Конечно, запоминаемость — задача любого вида рекламы. Заказчик стремится к тому, чтобы его рекламное обращение попадалось на глаза как можно чаще. Чем больше контактов с целевой аудиторией, тем выше вероятность, что обращение запомнят. Сувениры (а особенно рекламные сувениры) — это полезные, функциональные вещи, которые имеют ценность сами по себе, и поэтому используются повсеместно и с удовольствием. Кроме того, они попадают точно в цель, ведь преподносят их ограниченному кругу потребителей, конкретной целевой группе.

Пока человек пользуется этой вещью — реклама работает, она подсознательно запоминается, а кроме того, заставляет время от времени задумываться над смыслом обращения. Не замечали? Попробуйте сами. И Вы поймаете себя на мысли, что иногда думаете о рекламодателе: кто такие и чем занимаются, а не зайти ли и не полюбопытствовать? Так и рождается решение о покупке. И это вторая задача, решаемая сувенирной рекламой — ненавязчиво побуждать к действию.

Конечно, человек пользуется предметами повсеместно и каждый день — дома, на работе, в общественных местах, а значит, есть большая вероятность, что на симпатичную вещицу обратят внимание окружающие, повертят в руках, рассмотрят и обязательно прочитают рекламное обращение. И не важно, являются или нет окружающие люди Вашей целевой аудиторией — главное, что Ваш рекламный сувенир стал предметом обсуждения, ведь отношение к торговой марке во многом зависит, в том числе, от мнения и отношения к ней друзей и знакомых. Таким образом, решается ещё одна задача рекламы — узнаваемость и известность повышаются.

Для рекламы вызвать положительную эмоцию потребителя — сверхзадача. И если это удаётся, то можно считать, что полдела сделано! Чтобы добиться такого результата, рекламодатель стремится занять пространство рядом с информацией о значительных, радостных событиях. Такое «объявление» как бы озаряется светом события, и неизбежно привлекает внимание. Широкая аудитория, положительные эмоции, наглядность, адреналин у зрителей (читателей) — это очень мощные стимулы для потенциальных клиентов. Одна беда — такие размещения стоят очень дорого. Концерты звёзд, футбольные матчи и олимпиады не всем по карману. Сувениры решают ту же задачу «малой кровью».

Для сувениров необходимо наличие ассоциации с хорошим событием, чтобы реклама подсознательно не вызывала раздражения и отторжения. Сувенир — это подарок. Подарок сам по себе и факт дарения неизменно вызывают положительные эмоции. Более того, не известно случаев, когда бы реклама на сувенире раздражала! Людям нравятся нарядные вещи, и, если реклама не портит, а украшает сувенир, то и рекламное обращение воспринимается как часть подарка, а в некоторых случаях и сама является подарком — например, красивая надпись на подарочной упаковке. Конечно, если рекламодатель стремится подарить свою рекламу, а в нагрузку сувенир, то подход этот в корне неверный. Совсем другое дело, когда рекламодатель дарит уважаемому клиенту полезную вещь, прежде всего, а реклама ненавязчиво сообщает: «если что, звоните вот по такому телефону!» Найдёте ли Вы другой рекламный носитель, на котором реклама не раздражает?

Наверняка знакомая фраза: «Зачем нам реклама, тем более на сувенирах? Нас и так все знают!» На самом деле — это недальновидная и очень рискованная позиция. Рынок меняется каждый день, появляются новые конкуренты, а потребитель всё тот же, его, к сожалению, больше не становится. Не успел оглянуться — часть клиентов ушла в другие компании. И особенно жаль, если уходят постоянные клиенты — это, как известно, влечёт серьёзные финансовые потери. Всё дело в том, что заявление «мы любим своих клиентов» часто так и остаётся абстракцией. Оно ничем не подтверждено, кроме, может быть, надписи в буклете.

Сувениры и подарки — это очень конкретное и материальное отношение. Это можно потрогать, и это вызывает ответную реакцию: «Ах, вот, оказывается, как Вы нас любите!? — нам приятно». Сувенирная реклама замешана на личных отношениях, а добрые отношения очень трудно разорвать, и это значит, что клиент компании сохранит лояльность к марке, и будет обращаться к Вам ещё и ещё, что, по статистике, в 6 раз дешевле, чем привлечение нового клиента! Вот Вам и экономия. И самое главное: трудно точно определить, что произойдёт на рынке и как изменится поведение потребителей, но повлиять на их решение остаться клиентом компании — можно! Рекламные сувениры несут в себе функцию контроля за ситуацией, что в гораздо меньшей степени удаётся сделать в других областях рекламы, а где и вообще невозможно. К достоинствам рекламы на сувенирах можно добавить следующее: она не конкурирует ни с одним другим видом рекламы, так как решает в комплексе все вышеперечисленные специфические задачи.

Конечно, если Вам требуется широкое оповещение — разместите рекламу в СМИ или на наружных конструкциях. Но, для создания положительного, лояльного отношения потребителей к Вашей марке или компании, сувениры — оптимальный вариант. Стремление быть ближе к человеку — современная тенденция и реальное состояние современного общества. Товаров стало так много, что люди всё меньше и меньше думают, что потреблять, берут продукты, не осознавая, почему они так делают. И схемы воздействия на потребителей всё больше упрощаются до каких-то интуитивных вещей. Реклама на сувенирах в развитых городах является не экзотикой, а мощным инструментом, позволяющим решать многие рекламные задачи.

Пока в Волгограде рекламный рынок не столь развит. Предприятия скорее потратят деньги на изготовление Интернет-сайта (что само по себе полезно и нужно), чем всерьёз отнесутся к рекламе на сувенирах. Но по спектру решаемых задач, сайт стоит в одном ряду с видео, наружной или полиграфической рекламой, а задачи, которые способна решить только «сувенирка», так и остаются не решёнными. Никакое, даже самое совершенное изображение не подарит Вам улыбку в ответ, человеческое тепло, а, главное, благодарность клиентов. А это в наше время дорогого стоит! Вот такая теория.

А что на практике? Рекламные агентства и рекламно-производственные компании, предлагающие бизнес-сувениры и подарки, в большинстве своём относятся к рекламе на сувенирах так же формально, как и заказчики. Конечно же, это не улучшает ситуации.

Профессиональная задача рекламных агентств заключается в том, чтобы подобрать сувениры (они же «рекламные носители»), исходя из интересов конечного потребителя(!), таким образом, чтобы реклама сработала и были достигнуты цели рекламной акции, а не удовлетворены вкусы генерального директора, где «нравится» или «не нравится» — обычно главный аргумент.

Подобрать целевые сувениры — дело не всегда простое, а, наблюдая за работой рекламных и маркетинговых отделов предприятий, можно сказать одно — самостоятельный подбор отличается крайней банальностью и стереотипностью.

Ручки, кружки, футболки, брелоки.... Сами продолжите этот ряд. На сколько у Вас хватит фантазии?

А вопрос всё тот же — что дарить? Как выделить своё рекламное обращение, чтобы оно запомнилось, не потерялось среди ручек конкурентов? В конце концов, можно подарить и ластик с логотипом, лишь бы это соответствовало поставленным целям рекламной акции. Но почему в голову приходят только ручки?

Самые продвинутые компании предлагают своим заказчикам целый комплекс услуг — базы данных с сувенирами и подарками на все случаи жизни от «промо» до VIP, новые модели традиционных сувениров и экстравагантные новинки, непременно посоветуют, что больше подойдёт в качестве целевого сувенира, и каким способом лучше нанести изображение. Было бы желание и заинтересованность в этом у заказчиков рекламы! Очень жаль, что в Волгограде огромными возможностями подобной информации пользуется исключительно малое количество предприятий. Может, поэтому и рекламные кампании похожи одна на другую? Ведь сувениры, кроме всего прочего, дают прекрасные идеи для креативных решений, могут «подсказать» оригинальные ходы.

Так что такое сувенирка? Роскошь или средство продвижения? Скорее средство продвижения, так что инвестируйте в своих клиентов — это выгодный бизнес!

Клочков Юрий