Аутсорсинг в маркетинге

Аутсорсинг в маркетинге


Уследить за своевременностью решения всё большего количества маркетинговых задач и качеством их выполнения всё сложнее. Вот почему всё чаще всплывает такое явление как аутсорсинг.

В последнее время аутсорсинг привлекает всё больше внимания специалистов и руководителей предприятий. Некоторые считают аутсорсинг чуть ли не панацеей от всех бед, а некоторые полагают, что его возможности несколько преувеличены. В любом случае, верную точку зрения каждый для себя выбирает сам.

По поводу определения в кругу профессионалов до сих пор нет единого мнения.

Под аутсорсингом можно понимать вынесение любых вспомогательных или даже основных бизнес-процессов за организационные и физические границы компании.

Например, крупная компания обращается в юридическую фирму для анализа особенностей фрахта судов, так как считает излишним наём на постоянную работу специалиста по международному морскому праву. Компания средних размеров заказывает в агентстве разработку рекламной кампании, начиная со слоганов и заканчивая медиапланированием. Естественно, она не может позволить себе нанять команду профессиональных криэйторов и рекламистов на постоянную работу, да это и не нужно, так как необходимость в комплексной разработке кампаний возникает не часто. Или, скажем, небольшая компания нанимает для обслуживания своих пяти компьютеров внешнюю фирму, специалист из которой делает периодическую профилактику техники, и достаточно быстро приезжает по вызову в случае сбоя. Это обходится значительно дешевле, чем содержание в штате системного администратора, квалификация которого всё равно не позволяет оперативно решать сложные проблемы.

В самом общем смысле можно выделить две основные причины делегирования интеллектуальных задач посторонним лицам. Во-первых, это снижение издержек в силу временного характера услуг. Нет нужды держать на постоянной основе специалиста, платить ему зарплату, выделять ему рабочее место и т.д. Во-вторых — повышение качества за счёт использования дорогих профессионалов высокой квалификации.

Как может проявляться аутсорсинг в системе маркетинга. Компания может поручить внешней стороне (рекламному агентству, аналитическому центру, веб-студии и пр.) выполнение отдельных маркетинговых функций, а именно: планирование маркетинговой деятельности, проведение исследований, PR-поддержку и пр. или координацию маркетинговой деятельности в целом от разработки стратегии до привлечения специализированных организаций в случае необходимости.

Из всего вышесказанного достаточно чётко проглядывают плюсы аутсорсинга: опыт; относительная дешевизна (по сравнению с созданием собственного маркетингового отдела); качество выполняемых работ и свободное время заказчика.

Но, как и у любой медали есть обратная сторона и у аутсорсинга.

ñ   Во-первых, это возможность полного контроля со стороны руководителя, который имеет возможность спланировать деятельность определённого отдела и определить максимально удобную и подробную форму отчётности.

ñ   Во-вторых, кадры в маркетинговый отдел будут подбираться собственной службой, отталкиваясь от нужд предприятия и стоящих перед ним задач.

ñ   В-третьих, информация останется внутри компании в полном объёме независимо от кадровых перестановок и изменений.

И что же всё-таки лучше и эффективнее?

Однозначного ответа, как водится, не существует, всё зависит от конкретной организации. Стратегия привлечения внешних источников, предполагающая делегирование всех или части маркетинговых функций, актуальна прежде всего для небольших компаний и представительств. Также данная стратегия актуальна для компаний в период реорганизации или если речь идёт о краткосрочных, но объёмных проектах, для реализации которых нет соответствующих ресурсов (в первую очередь, человеческих) внутри фирмы. Крупные же компании предпочитают комбинировать подходы: как правило, в их штате есть менеджер по маркетингу (или маркетинговый отдел), задачей которого является координация маркетинговой деятельности компании, сторонним же структурам делегируются отдельные функции и проведение крупномасштабных акций.

Аутсорсинг подразумевает долгосрочное сотрудничество двух организаций, основанное на принципах партнёрства. Последнее предложение я бы выделил огромными буквами, т.к. опыт работы в рекламном агентстве однозначно говорит о том, что это основное препятствие на пути полноценного развития аутсорсинга в России.

Партнёрство должно учитывать несколько моментов:

ñ   маркетинговая стратегия разрабатывается агентством совместно с руководством компании на долгосрочный период и корректируется в соответствии с возникновением новых задач;

ñ   заказчик должен учитывать, что устранение ошибок в ходе работы с имеющимся аутсорсером в большинстве случаев менее болезненно, чем «притирка» к новому партнёру;

ñ   на начальном этапе сотрудничества главное — правильная постановка задач. Чем больше внешняя структура будет знать о нанимателе, его целях и проблемах, тем более эффективное решение будет предложено;

ñ   успешное сотрудничество основывается на регулярном обмене информацией.

…Да, возможно аутсорсинг не панацея от всех бед, но то, что это способ облегчить путь к решению многих задач, сомнений у нас нет. В конце концов, мы же не лечимся сами, а идём на приём к врачу?..

Денис Грачёв