Сухо и полезно о тиснении.

Тиснение — это вид нанесения, относящийся к послепечатной обработке продукции, при котором с помощью клише и/или фольги на изделие наносится изображение. Технология основывается на давлении оказываемом прессом на обрабатываемую поверхность. Тиснение может быть как горячим, так и холодным.

Горячее тиснение - процесс, при котором, изображение наносится при высокой температуре. Этот способ, как правило, используется для персонализации сувенирной продукции. Изображение можно наносить на кожу, кожзаменитель, бумагу, бумвинил (коленкор), ткань, дерево, пластик и другие материалы. Тиснение на мягких эластичных материалах, имеющих толщину более 1 мм, более выражено. Так, например, тиснение на коже или бумвиниле проявится сильнее, чем на бумаге.

С помощью горячего тиснения брендируют сувенирную продукции: ежедневники, еженедельники, планнинги, телефонные книги, визитницы, портмоне и другие изделия из кожи и кожзама. Также тиснение применяется при печати на визитках, открытках, наклейках, этикетках, бланках, упаковке (бумажной и картонной) и на многом другом.

Тиснение невозможно без специального клише. Материал и тип клише зависит от носителя, тиража и вида тиснения. Технологии, применяемые в производстве клише, весьма разнообразны.

Наиболее простой и дешевой является форма для тиснения, сделанная из фотополимера. Для изготовления такого клише нужен макет изображения на пленке, источник УФ-излучения и раствор для промывки. Клише из фотополимера обычно используют для простых работ, например, тиснения золотом по бумаге. Достоинство такой формы - возможность быстрого изготовления. Однако годится оно только для небольших тиражей, причем повторное использование полимерного клише не гарантирует качества.

Для переплетных материалов используются, как правило, магниевое клише. Оно более долговечное. Его тиражестойкость составляет несколько тысяч оттисков. При бережном хранении возможно повторное использование такой формы.

Для получения наиболее качественных отпечатков, с подробной проработкой деталей, используется самый дорогой вид форм - латунные. Изготовление латунного клише - процесс длительный и сложный.

Высокая прочность латунного сплава, в отличие от магниевого клише не позволяет травить пластины кислотой с удовлетворительным качеством и скоростью. Поэтому необходима механическая обработка на специальных станках-граверах. Затем, этот процесс может продолжаться вручную для получения высокохудожественных клише с тонкой проработкой деталей. Тиражестойкость латунного клише может быть практически неограниченной. Такая форма применима для изделий из натуральной и искусственной кожи, а также для изделий из дерева.

Различают несколько видов тиснения:

1. Тиснение фольгой — процесс, когда между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т. д.) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности изделия.

2. Слепое тиснение (блинт)— (от нем. blind — слепой) тиснение с помощью клише с целью получить оттиск с гладкой поверхностью (например, на текстурной бумаге, на коже). В отличие от первого вида, фольга не применяется, но для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные пленки. Рабочие температуры процесса, как правило, ниже, чем при тиснении фольгой, во избежание перегрева и порчи материала.

3. Конгревное тиснение без фольги — (англ. embossing, нем. praegung) придание рельефа (в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и пуансона (контрматрицы, ответной части). Изображение делается выпуклым. Производится либо холодным способом, либо с подогревом клише (до 60 градусов).

4. Конгревное тиснение с фольгой — как правило, процесс производится в один удар (оттиск), то есть перенос фольги и придание рельефа происходит одновременно. В обычных условиях этот процесс разделяется на два: сначала припрессовывается фольга, вторым прогоном придается рельеф. В данном же случае, конгревное тиснение с фольгой позволяет вдвое сократить время, затрачиваемое на тираж. Единственное препятствие — дороговизна клише, технологически более сложного, чем обычно, а также наличие навыка работы в один удар у оператора пресса. необходима высокая температура 110—160 градусов Цельсия и пресс, способный выполнять такие работы.

5. Обратный конгрев — (англ.debossing) редко применяемый термин, равно как и редкий процесс в российских типографиях. Речь идет об «опускании» изображения ниже уровня материала (то есть в сторону от наблюдателя). Таким способом можно делать на бумаге, например, эффектные следы, как бы продавившие лист.

6. Припрессовка голограмм — основное отличие от тиснения фольгой заключается в необходимости четко позиционировать каждую голограмму относительно изображения перед оттиском с точностью 0,1—0,2 мм. Достигается это применением лазерных регистраторов (если голограммы выклеены поштучно на бумажной ленте смотанной в рулон), а также с помощью меток (англ. shear line) на фольге, если голограммы инкорпорированы в структуру фольги.

7. Текстурирование — процесс подразумевает нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д.).



Технология тиснения проста, но делает эффективной и стильной практически любую вещь. Мотайте на ус!))